Стартовал проект для волонтеров

педагог-консультант равного
обучения волонтерской группы
учитель истории и обществоведения
ГУО "Средняя школа №8 города Могилева"
Манкевич Лилия Алексеевна

Сегодня довольно много усилий родителей, педагогов, медиков и общественных организаций направлено на пропагандуздорового образа жизни. Каждый школьник знает, что наркотики – это плохо, а любой старшеклассник может назвать пути передачи ВИЧ-инфекции. Но тогда возникает вопрос: "Почему растет число наркоманов и ВИЧ инфицированных?"

В современном обществе востребован здоровый, социально адаптированный и активный человек. Совершенно недостаточно просто понимать, что не следует разрушать себя. Гораздо важнее очень сильно хотеть жить, развиваться, быть здоровым.

Часто приходится видеть скептическое выражение лица подростков, когда они узнают, что очередное мероприятие будет проведено «о вреде…». Практика показывает, что «скучные» с точки зрения подростков темы можно обсуждать не только интересно, но и эффективно.

Распространение вредных привычек, зависимостей и заболеваний, моделей безответственного и рискованного поведения, сексуальных отношений, приносящих ущерб репродуктивному здоровью молодежи, рост насилия и агрессивности в молодежной среде, употребление молодыми людьми наркотических, психоактивных веществ являются злободневными и серьезными проблемами современного общества.

Решение этих проблем является одним из приоритетов системы образования. Важной частью образования и воспитания является формирование ценностей здоровья, гендерной культуры, потребностей и навыков здорового образа жизни у подростков и молодежи. В связи с этим в учреждении образования создаются условия для формирования у обучающихся ценностного отношения к здоровью, гендерной культуры, умений и навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения. Одним из таких условий является подход "Равный обучает равного".

С начала 2014/ 2015 учебного года на базе Государственного учреждения образования "Средняя школа № 8" г.Могилева" реализуется инновационный  проект "Равный обучает равного» в учреждении образования.

"Могилёвским государственным областным институтом развития образования" были проведены разнообразные тренинговые занятия, направленные на обучение педагогов на формирование здорового образа жизни несовершеннолетних.

В рамках этого проекта Разработана и утверждена Министерством образования учебная программа факультативных занятий для IX (X, XI) классов учреждений общего среднего образования "Подготовка волонтеров к реализации подхода «Равный обучает равного".

Цель проекта:активизация внедрения принципа «равный обучает равного» в учреждениях образования, тем самым содействие повышению уровня информированности, расширению знаний подростков и юношей о здоровье, нравственных нормах, культуре поведения, присвоению ими ценностей здорового образа жизни, сознательному выбору достойной жизненной позиции.

В сентябре 2014/2015 учебного года на базе государственного учреждения образования "Средняя школа №8 г.Могилёва" педагогом-психологом   С.В.Балутенко, учителем истории и обществоведения Л.А.Манкевич были набраны группы  будущих «волонтёров-инструкторов» среди учащихся 8-х, 10-х классов, которые явились ключевыми фигурами в реализации принципа "Равный равному" . Учащиеся 10-х, 8 -х классов с большим интересом  посещают данный факультатив. Педагог-психолог С.В.Балутенко и учитель истории и обществоведения Л.А.Манкевич готовят будущих «волонтёров-инструкторов», объединяют группы учащихся при проведении тренинговых занятий, в рамках факультативного занятия .

Принцип "Равный обучает равного" следующий: молодые люди в возрасте13- 15 лет и старше в течение специально организованного тренинга получают достоверную информацию по проблеме (в настоящее время принцип равного обучения активно используется в программах профилактикиВИЧ-инфекции и употребления ПАВ, привычки и зависимость, репродуктивное здоровье, человек в мире людей и др.).

Данный принцип довольно успешно применяется в молодежной среде, т.к. подростки склонны больше доверять информации, исходящей от равных себе по возрасту и являющихся носителями схожей субкультуры. Учитывая тот факт, что общение со сверстниками является ведущим видом деятельности подростков, становится понятно стремление подростков больше времени проводить именно со сверстниками.

Эффективность методики приобретения знаний учащимися по принципу РОР обусловлена тем, что:

по многим вопросам молодые люди в большей степени доверяют информации, полученной от сверстников, чем от взрослых;

* общение сверстников происходит в непринуждённой атмосфере, простота, доступность информации(без нравоучений);

* реализация программ по принципу РОР позволяет участникам быть более откровенными, открытыми;

* происходит не только распространение информации по определённой теме, но и взаимное обогащение опытом, выработка и апробирование новых моделей поведения, молодые люди развивают навыки эффективного социального взаимодействия;

* компетентность волонтёров, выражающаяся в знаниях из области безопасного поведения, ЗОЖ, репродуктивного здоровья, способности вести разговор на волнующие и деликатные темы, умении работать с группой, позволяет создать им в среде сверстников привлекательный имидж, что повышает эффективность воздействия и вызывает у многих участников программ желание самим стать волонтёрами равного обучения

* используется групповая форма работы и интерактивные методы обучения, когда каждый может высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, обсуждать значимые проблемы;  

Педагоги – консультанты С.В. Балутенко,Л.А.Манкевич и «волонтёры-инструкторы» совместно разработали темы занятий учитывая возрастные особенности учащихся, а затем «волонтёры-инструкторы» проводили классные часы, занятия в виде тренингов, используя интерактивные методы, игры, дискуссии и принцип неформального обучения, передавая позитивный опыт равным.

К середине учебного года у учащихся нашей школы появилась возможность обменяться опытом с другими волонтерами-инструкторами "равного обучения". В феврале 2015г на базе национального детского   образовательно-оздоровительного центра "Зубренок" со всех уголков нашей страны съехались волонтеры.

Учащиеся нашей школы 10 "Б" класса: Рыбакова Полина, Клопов Игорь, учащиеся 8 "Г" класса: Бабер Лиза, Кирейченко Егор проводили тренинги, общались со своими сверстниками.

Пребывание в центре оставили яркие впечатления, положительные эмоции и ценный опыт волонтерского движения "Равный обучает равного".

В соответствии с Планом мероприятий проекта международной помощи "Равный обучает равного" на 2015 год   в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре "Зубренок" в  рамках смены "Здоровая инициатива" прошел фестиваль-конкурс волонтеров-инструкторов равного обучения.

На конкурсе наш город Могилев представляли пара волонтеров-инструкторов, учащиеся 10 "Б" класса ГУО "Средняя школа № 8 г. Могилева" Бжезиньска Анна и Манкевич Илья.

Конкурс проходил в два тура. В первом туре приняли участие 14 пар волонтеров: по две пары от каждого региона и города Минска.

Задача ребят состояла в проведении тренингов, организованных с применением подхода «равный обучает равного». На своих тренингах ребята затронули 11 тем связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Наиболее популярными темами оказались: гендерные роли, репродуктивное здоровье, профилактика зависимостей, профилактика ВИЧ-инфекции, умей сказать «нет».

По итогам проведенных занятий жюри выделило 5 пар, которые стали участниками 2 тура конкурса: среди них наши учащиеся Манкевич Илья и Бжезиньска Анна. Второй тур проходил в формате шоу-программы.  На шоу-программе ребят ждали следующие испытания: конкурс "Волшебные вещи", конкурс "Разреши ситуацию" и конкурс ораторов и как результат достойное 2 место фестиваля-конкурса.

После конкурса наших ребят пригласили на Молодежную встречу "Все подростки могут… быть здоровыми, красивыми и успешными" с участием российской певицы и телеведущей Веры Брежневой, впервые приехавшей в Минск в качестве посла доброй воли ЮНЭЙДС (Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу), которая состоялась 9 апреля.

На встрече Вера Брежнева, молодые люди обсудили современные подходы по продвижению тем здоровья и здорового образа жизни среди широкого круга своих сверстников. Встреча носила неформальный интерактивный характер. Вопросы для обсуждения задавали не только молодые люди из зала, среди них наши призеры фестиваля-конкурса, но и их сверстники из стран СНГ в режиме онлайн. Говорили о многом: о трудностях подросткового возраста, о здоровом образе жизни и роли соцсетей и, конечно, о самой Вере.

Вернувшись, ребята очень хотели поделиться информацией, впечатлениями со своими сверстниками. 15 апреля в нашей школе состоялась встреча волонтеров-инструкторов "Равного обучения" с учащимися 9 –х,10-х классов.

В ходе встречи Илья и Анна рассказали о работе школьного факультатива, поделились своими впечатлениями об участии в фестивале-конкурсе волонтеров-инструкторов "Равного обучения", рассказали о своих успехах. Учащиеся 9-х,10-х классов задавали много вопросов присутствующим волонтерам по ЗОЖ и безопасному поведению. Волонтеры успешно справились и отвечали на вопросы довольно уверенно, профессионально.

В конце встречи был проведен мастер-класс, на котором призеры фестиваля-конкурса провели с учащимися несколько упражнений, которые используют при проведении тренингов. В целом встреча прошла довольно успешно и плодотворно.

В течение учебного года учащиеся, посещающие факультативные занятия, действительно достигли определенных успехов. Свои знания и умения они показали не только на республиканском конкурсе, но и в проведении классных часов в нашей и других школах города, а также в проведении тренинговых занятий с педагогами.

На базе ГУО "Средняя школа № 8 г.Могилева" проходил семинар- практикум для социальных педагогов Могилевской области в рамках повышения квалификации "Работа социального педагога по пропаганде и содействия внедрения среди обучающихся ЗОЖ", где волонтеры- инструкторы нашей школы Рыбакова Полина, Клопов Игорь и Бжезиньска Анна, Манкевич Илья провели мастер-класс с педагогами по два занятия в разных группах, на тему:"Профилактика ВИЧ- инфекции среди молодёжи", " Групповое давление и умение говорить нет".

Участники семинара были очень довольны такими необычными учителями, работа которых доставила огромное удовольствие. В соответствии с отзывами педагогов "Могилёвский государственный областной институт развития образования" отправил благодарственное письмо директору Государственного учреждения образования "Средняя школа № 8" г. Могилева" Корзуну А.И. за активную и успешную пропаганду учащимися ЗОЖ и безопасного и ответственного поведения молодежи.

Мы готовы к сотрудничеству!

Просмотров: 950