Помощь молодому специалисту

Типология уроков

Тип урока — понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов. В зависимости от дидактических целей выделяют следующие типы уроков.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:

1 — организация начала урока;
2 — проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 — подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
4 — изучение нового материала, в том числе и объяснение;
5 — закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6 — обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 — подведение итогов и результатов урока;
8 — задание на дом;
9 — подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура урока изучения нового материала:

1 — первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
2 — указание на то, что учащиеся должны запомнить;
3 — мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
4 — сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
5 — первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
6 — контроль результатов первичного запоминания;
7 — регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
8 — внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
9 — частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:

1 — сообщение учащимися цели предстоящей работы;
2 — воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
3 — выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
4 — проверка выполненных работ;
5 — обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6 — задание на дом (если это необходимо).

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:

1 — сообщение темы, цели и задач урока;
2 — показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;
3 — проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;
4 — проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;
5 — проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;
6 — применение учащимися знаний, практические задания;
7 — выполнение комплексных творческих работ;
8 — итоги урока;
9 — домашнее задание.

Структура урока обобщения и систематизации знаний:

1 — сообщение темы, цели и задач урока;
2 — повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;
3 — повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;
4 — повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Структура урока проверки знаний:

1 — организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
2 — постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;
3 — изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
4 — подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
5 — определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.

Структура урока формирования умений и навыков:

1 — постановка цели урока,
2 — повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,
3 — проведение проверочных упражнений,
4 — ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,
5 — упражнения на их освоение,
6 — упражнения на их закрепление,
7 — тренировочные упражнения по образу и подобию, алгоритму, инструкции,
8 — упражнения на перенос в сходную ситуацию,
9 — упражнения творческого характера,
10 — итог урока,
11 — задание на дом.

Памятка молодому педагогу «15 ошибок педагога»

Педагогическая теория и практика выделяет следующие ошибки педагогов:

  • монотонность при объяснении материала или наоборот, ско­роговорка и объяснение ключевых моментов темы с опу­щенной головой;
  • плохая организация занятия;
  • постоянное однообразие формы деятельности;
  • отсутствие динамики действий, взаимодействия участни­ков образовательного процесса;
  • восприятие педагогом детей в целом, а не каждой отдель­ной личности;
  • отсутствие в действиях педагога побуждающих факторов к деятельности;
  • использование «запретных» слов («вечно опаздываешь», «вечно забываешь», «постоянно разговариваешь», «никогда ничего не выполняешь» и т. д.);
  • отсутствие в ходе занятия оценки детей;
  • отсутствие оценки проведенного занятия;
  • сумбурная речь с обилием цитат, правил и формулировок, труд­но воспринимаемых на слух (речь педагога должна быть по­нятной, простой и доступной для любого возраста ребенка);
  • простые вещи объясняются слишком долго;
  • педагог кричит на детей;
  • на занятии отсутствует практическое участие или творчес­кая активность детей;
  • педагог не придает значения своему внешнему виду;
  • отсутствие динамики развития занятия.

В одной из своих статей Л.Н.Толстой писал, что современным делает педагога сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью. Такому педагогу свойственно стремление к постоянному профессиональному росту, личностному совершенствованию, подъему общего культурного уровня. Именно о таком педагоге мечтает каждый ребенок, именно таким должен быть каждый молодой педагог.

Шаг за шагом, посещая занятия, просматривая планы, проверяя знания детей, можно обеспечить индивидуальный рост педагога с учетом его личных качеств, уровня развития, педагогических данных, склада характера. Только путем самообразования и творческих поисков педагог сможет прийти к своему мастерству.

КАТАЛОГ ССЫЛОК НА СЕТЕВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

  МАТЕМАТИКА
Московский центр непрерывного математического образования http://www.mccme.ru
Задачи по геометрии: информационно-поисковая система http://zadachi.mccme.ru
Интернет-проект «Задачи» http://www.problems.ru
Компьютерная математика в школе http://edu.of.ru/computermath
Математика в «Открытом колледже» http://www.mathematics.ru
Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online) http://www.mathtest.ru
Математические этюды: 3D-графика, анимация и визуализация математических сюжетов http://www.etudes.ru
Международные конференции «Математика. Компьютер. Образование» http://www.mce.su
Научно-популярный физико-математический журнал «Квант» http://www.kvant.info http://kvant.mccme.ru
Образовательный математический сайт Exponenta.ru http://www.exponenta.ru
Портал Allmath.ru — Вся математика в одном месте http://www.allmath.ru
Прикладная математике: справочник математических формул, примеры и задачи с решениями http://www.pm298.ru
Олимпиады и конкурсы по математике для школьников
Всероссийская олимпиада школьников по математике http://math.rusolymp.ru
Задачник для подготовки к олимпиадам по математике http://tasks.ceemat.ru
Занимательная математика – Олимпиады, игры, конкурсы по математике для школьников http://www.math-on-line.com
Математические олимпиады для школьников http://www.olimpiada.ru
Турнир Городов – международная олимпиада по математике для школьников http://www.turgor.ru
ФИЗИКА
Открытый колледж: Физика http://www.physics.ru
Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке http://www.elementy.ru
Введение в нанотехнологии http://nano-edu.ulsu.ru
Естественно-научная школа Томского политехническогоуниверситета http://ens.tpu.ru
Заочная естественно-научная школа (Красноярск): учебные материалы по физике для школьников http://www.zensh.ru
Заочная физико-математическая школа Томского государственного университета http://ido.tsu.ru/schools/physmat
Заочная физико-техническая школа при МФТИ http://www.school.mipt.ru
Квант: научно-популярный физико-математический журнал http://kvant.mccme.ru
Лауреаты нобелевской премии по физике http://n-t.ru/nl/fz
Образовательные материалы по физике ФТИ им. А.Ф. Иоффе http://edu.ioffe.ru/edu
Онлайн-преобразователь единиц измерения http://www.decoder.ru
Физика для всех: Задачи по физике с решениями http://fizzzika.narod.ru
Физика.ру: Сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru
Физикомп: в помощь начинающему физику http://physicomp.lipetsk.ru
Хабаровская краевая физико-математическая школа http://www.khspu.ru/~khpms
Ядерная физика в Интернете http://nuclphys.sinp.msu.ru
Олимпиады по физике
Всероссийская олимпиада школьников по физике http://phys.rusolymp.ru
Дистанционная олимпиада по физике – телекоммуникационный образовательный проект http://www.edu.yar.ru/russian/projects/predmets/physics
Дистанционные эвристические олимпиады по физике http://www.eidos.ru/olymp/physics
Московская региональная олимпиада школьников по физике http://genphys.phys.msu.ru/ol
Открытые интернет-олимпиады по физике http://barsic.spbu.ru/olymp
Санкт-Петербургские олимпиады по физике для школьников http://physolymp.spb.ru
ИНФОРМАТИКА
Задачи по информатике http://www.problems.ru/inf
Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру) http://www.intuit.ru
Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям http://test.specialist.ru
Первые шаги: уроки программирования http://www.firststeps.ru
Программа Intel «Обучение для будущего» http://www.iteach.ru
Проект AlgoList: алгоритмы и, методы http://algolist.manual.ru
Проект Alglib.ru: библиотека алгоритмов http://alglib.sources.ru
Проект Computer Algorithm Tutor: Дискретная математика: алгоритмы http://rain.ifmo.ru/cat
Российская интернет-школа информатики и программирования http://ips.ifmo.ru
Школьный университет: ИТ-обучение http://www.itdrom.com
Учителям информатики и математики и их любознательным ученикам (дидактические материалы по информатике и математике) http://comp-science.hut.ru/
Олимпиады и конкурсы
Всероссийская командная олимпиада школьников по программированию http://neerc.ifmo.ru/school/
Всероссийская интернет-олимпиада школьников по информатике http://olymp.ifmo.ru
Всероссийская олимпиада школьниковпо информатике http://info.rusolymp.ru
Задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой http://acm.timus.ru
Олимпиада по кибернетике для школьников http://cyber-net.spb.ru
Олимпиадная информатика http://www.olympiads.ru
Олимпиады по информатике: сайт Мытищинской школы программистов http://www.informatics.ru
Олимпиады по программированию в Сибири http://olimpic.nsu.ru
ХИМИЯ
Химическая информационная сеть: Наука, образование, технологии http://www.chemnet.ru
Органическая химия: электронный учебник для средней школы http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Основы химии: электронный учебник http://www.hemi.nsu.ru
Открытый колледж: Химия http://www.chemistry.ru
Занимательная химия http://home.uic.tula.ru/~zanchem
Классификация химических реакций http://classchem.narod.ru
КонТрен – Химия для всех: учебно-информационный сайт http://kontren.narod.ru
Нанометр: нанотехнологическое сообщество http://www.nanometer.ru
Онлайн-справочник химических элементов WebElements http://webelements.narod.ru
Популярная библиотека химических элементов http://n-t.ru/ri/ps
Сайт «Виртуальная химическая школа» http://maratakm.narod.ru
Сайт «Мир химии» http://chemistry.narod.ru
ХиМиК.ру: сайт о химии http://www.xumuk.ru
Химический портал ChemPort.Ru http://www.chemport.ru
Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии http://school-sector.relarn.ru/nsm
Химия и жизнь – XXI век: научно-популярный журнал http://www.hij.ru
Школьникам о химии: сайт химического факультета АлтГУ http://www.chem.asu.ru/abitur
Электронная библиотека по химии и технике http://rushim.ru/books/books.htm
Олимпиады по химии
Всероссийская олимпиада школьников по химии http://chem.rusolymp.ru
Дистанционная олимпиада по химии: телекоммуникационный образовательный проект http://www.edu.yar.ru/russian/projects/predmets/chemistry
Дистанционные эвристические олимпиады по химии http://www.eidos.ru/olymp/chemistry
БИОЛОГИЯ
Открытый колледж: Биология http://college.ru/biology
Вся биология: научно-образовательный портал http://www.sbio.info
Государственный Дарвиновский музей http://www.darwin.museum.ru
Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия http://www.livt.net
Заочная естественно-научная школа (Красноярск): учебные материалы по биоло- гии для школьников http://www.zensh.ru
Зеленый шлюз: путеводитель по экологическим ресурсам http://zelenyshluz.narod.ru
З ооклуб: мегаэнциклопедия о животных http://www.zooclub.ru
Зоологический музей в Санкт-Петербурге http://www.zin.ru/museum
Концепции современного естествознания: Биологическая картина мира: электронный учебник http://nrc.edu.ru/est
Лауреаты нобелевской премии по физиологии и медицине http://n-t.ru/nl/mf
Опорно-двигательная система человека: образовательный сайт http://www.skeletos.zharko.ru
Палеонтологический музей РАН http://www.paleo.ru/museum
Популярная энциклопедия «Флора и фауна» http://www.biodat.ru/db/fen/anim.htm
Проблемы эволюции http://www.macroevolution.narod.ru
Проект Herba: ботанический сервер Московского университета http://www.herba.msu.ru
Теория эволюции как она есть: материалы по теории биологической эволюции http://evolution.powernet.ru
Олимпиады и конкурсы
Биомедицинская олимпиада школьников http://www.svb-ffm.narod.ru
Всероссийская олимпиада школьников по биологии http://bio.rusolymp.ru
Всероссийская олимпиада школьников по экологии http://eco.rusolymp.ru
Дистанционные эвристические олимпиады по биологии http://www.eidos.ru/olymp/bio
Дистанционные эвристические олимпиады по экологии http://www.eidos.ru/olymp/ecology
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Агентство Лангуст: грамматика английского языка, изучение иностранных языков, обычаи и культуры http://langust.ru/index.shtml
ИСТОРИЯ
Ø  В помощь учителю (История / Полезные ссылки / Сайты на иностранных языках) http://som.fsio.ru/items.asp?id=10001754
   
Минский городской методический портал http://mp.minsk.edu.by/
Ø  «Информатика» http://inf.mp.minsk.edu.by/
Ø   «История» http://history.mp.minsk.edu.by/
Ø  «Биология» http://bio.mp.minsk.edu.by/
   
«Химия» http://chem.mp.minsk.edu.by/
Ø  «Математика» http://math.mp.minsk.edu.by/
Ø  «Белорусский язык и литература» http://bel.mp.minsk.edu.by/
Ø  «Начальная школа» http://nsch.mp.minsk.edu.by/
Ø  «Астрономия» http://phys.mp.minsk.edu.by/
Ø  «Физика» http://phys.mp.minsk.edu.by/
Ø  «Обществоведение» http://history.mp.minsk.edu.by/
Ø  «Музыка» http://music.mp.minsk.edu.by/
Ø  «Русский язык»  http://rus.mp.minsk.edu.by/
Ø  «Иностранные языки» http://languages.mp.minsk.edu.by/
Ø   «Трудовое обучение» http://trud.mp.minsk.edu.by/
Ø  «Физическая культура и здоровье» http://sport.mp.minsk.edu.by/
Ø   «Социальный педагог» http://sps.mp.minsk.edu.by/
Ø  «Школьный психолог» http://sps.mp.minsk.edu.by/
Ø  «География» http://geo.mp.minsk.edu.by/
Перечень поисковых систем
Поисковая система «Яндекс» http://www.yandex.ru
Поисковая система «Рамблер» http://www.rambler.ru
Поисковая система «Апорт» http://www.aport.ru
Поисковая система «Поиск@Mail.ru» http://go.mail.ru
Интеллектуальная поисковая система Nigma http://www.nigma.ru
Международные поисковые системы
Поисковая система Google http://www.google.com
Поисковая система Live Search http://www.live.com
Поисковая система Yahoo! http://search.yahoo.com
Поисковая система AltaVista http://www.altavista.com
Каталоги интернет-ресурсов общего назначения
Каталог интернет-ресурсов «Яндекс.Каталог» http://yaca.yandex.ru
Каталог интернет-ресурсов «Каталог@mail.ru» http://list.mail.ru
Каталог интернет-ресурсов «Апорт» http://www.aport.ru
Каталог сайтов-участников рейтинга Rambler Top100 http://top100.rambler.ru
Официальные Интернет-ресурсы Республики Беларусь http://www.catalog.gov.by
Словари и онлайн-переводчики
Онлайн-переводчики «ПРОМТ» http://www.translate.ru
Онлайн-словари «Мультилекс» http://online.multilex.ru
Онлайн-словари «Мультитран» http://www.multitran.ru
Онлайн-словари ABBYY Lingvo http://www.abbyyonline.ru
Онлайн-словари на портале «Рамблер» http://www.rambler.ru/dict
Служба «Яндекс.Словари» http://slovari.yandex.ru
Cambridge Dictionaries Online http://dictionary.cambridge.org
Dictionary.com: онлайн-словари и переводчики http://dictionary.reference.com
YourDictionary.com: онлайн-словари и переводчики http://www.yourdictionary.com
Примерный перечень электронных библиотек:
Национальная библиотека Беларуси http://nlb.by
Российская государственная публичная научно-техническая библиотека. http://www.gpntb.ru
Российская государственная библиотека. http://www.rsl.ru
Российская национальная библиотека. http://www.nlr.ru
Библиотека Максима Мошкова. http://www.lib.ru
Бесплатная виртуальная электронная библиотека. http://www.velib.com
Просмотров: 258